Добро пожаловать в Республику Кларнетов!
 
История кларнета
 
Начало XVIII века для семейства деревянных духовых ознаменовалось рождением нового уникального «индиго»- инструмента, который получил название кларнет. Постепенно его тембровые краски дополнили палитру классического европейского симфонического оркестра.
Иоганн Кристофор ДеннерИстория отдаёт пальму первенства в создании этого инструмента немецкому мастеру музыкальных инструментов Иоганну Кристофу Деннеру. Как говорится, всё новое – это хорошо забытое старое. Не обошло это утверждение стороной и процесс создание кларнета. Нюрнбергский маэстро модернизировал старинный французский инструмент – свирель шалюмо. Благодаря такому приёму и родился кларнет в современном его понимании. Звук шалюмо можно было услышать в различных французских оркестрах. Сам по себе инструмент представлял собой цилиндрическую безраструбную трубку с семью игровыми отверстиями. Музыкант должен был попеременно на них нажимать для извлечения звуков. Возможности диапазона этой свирели были ограничены одной октавой. Что делает Деннер? Он убирает трубочку, в которой помещался пищик, заменяя его тростью – пластинкой, сделанной из камыша, и прикрепляет ее к мундштуку. Придумав мундштук, а также систему закрепления трости к нему, тем самым, немецкий мастер запатентовал уникальный способ извлечения звука. Как бы ни совершенствовали кларнет в будущем, суть «деннеровской» схемы «мундштук + трость», пожалуй, останется неизменной. Изначально мундштук и верхнее колено инструмента были одним целым, и трость соприкасалась с верхней губой, потому что первые кларнетисты играли «тростью вверх», на перевернутом мундштуке. Позже постановка мундштука (а соответственно, и губного аппарата исполнителя) стала такой, какой она является и сегодня: трость прикрепляется снизу. Преимуществами такого положения стало то, что исполнитель мог теперь регулировать звук, интонацию, посредством изменения давления губного аппарата на трость. Также извлечение звука стало сфокусированным и четким, ведь язык при игре теперь касался трости. Говоря музыкальным языком, качество атаки за этот счёт значительно улучшилось. Первоначально Иоганн Деннер задумывал постановку рук на инструменте диаметрально противоположную той, которой кларнетисты пользуются сегодня во всём мире. То есть правая рука находилась на верхнем колене инструмента, а левая – на нижнем. Еще одной немаловажной задачей для создания полноценно звучащего инструмента стало следующее: нужно было расширить его диапазон. Обычно, для расширения диапазона любого духового инструмента используется принцип передувания. Чем больше усиливается поток воздуха в инструмент, тем выше получится нота. Когда исполнитель подаёт усиленную струю воздушного потока в кларнет, на выходе получится не просто высокий звук, а, как правило, он будет фиксированным. При том же положении пальцев на аппликатуре, но с более сильной подачей воздуха будет звучать нота, которая расположена на интервал «дуодецима» (октава + квинта) выше от «базового» звука. К примеру, изначальное «до» первой октавы, при передувании, даёт ноту «соль» второй октавы. Немецкий изобретатель решил также следовать такому принципу, однако свирель шалюмо не могла представить Деннеру возможности передувания через октаву. Поэтому мастер добавил к уже существующим шести два новых отверстия. Это позволило расширить диапазон инструмента. «Увеличились» малая и первая октавы. В малой появились такие звуки: фа, соль, ля, си. В первой – до, ре, ми, фа, соль. Немного позже Иоганн Деннер добавляет ещё пару отверстий, одно из которых он расположил на тыльной части инструмента. И приделывает к ним клапаны. Как итог, получились новые звуки. Благодаря клапанам теперь стало возможным брать ноты «ля» и «си» первой октавы.
 
ШалюмоВ процессе усовершенствования инструмента, а также личных наблюдений, немецкий музыкальный мастер заметил следующее: когда происходит нажатие на второй из нововведённых клапанов, то «добыть» звук на дуодециму выше становится значительно проще и качественнее. Именно это наблюдение и стало решающей точкой отсчета рождения кларнета, как самостоятельного инструмента, а не подвида шалюмо. Теперь инструмент позволял извлекать из себя три октавы. Однако далеко не сразу его звучание стало «выровненным» - в каждом регистре был свой тембр, и они явно между собой контрастировали. Звуки, которые брались через дуодециму, получались крайне резкими и пронзительными. Их тембр перекликался со звучностью старинной трубы – кларино. Трубный «кларино» раструб, которым Деннер снабдил шалюмо, фактически и дал название «кларнет», что является уменьшительным названием от итальянского «clarino» - «clarnetto». Иоганн Кристоф Деннер передал своё музыкальное дело сыну, который также внёс свою лепту в развитие технических возможностей кларнета. Первым шагом было то, что он сделал раструб инструмента более широким. Это сделало тембр кларнета лучше. Затем мастер сдвинул тыльный клапан (вышеупомянутая «дуодецима») вверх, и сузил отверстие, находившееся под ним. Таким образом, верхний регистр зазвучал качественнее. Однако в процессе такого перемещения «потерялась» нота «си». При нажатии на дуодецимный клапан теперь звучала нота «си-бемоль». Для восстановления ноты Деннер-младший удлиняет нижнее колено инструмента и добавляет новый клапан внизу. Этот ход и определил пограничную нижнюю ноту в диапазоне кларнета. «Ми» малой октавы и по сей день является самой низкой нотой на инструменте. Все нововведения сына Иоганна Деннера историки относят к 1720 году. Ещё один музыкальный мастер, Бартольд Фриц, позднее также внёс свой вклад в создание кларнета. Третий клапан теперь закрывался мизинцем левой руки, благодаря своему изменённому расположению. В 50х годах XVIII века Иосиф Беер, немецкий кларнетист, встроил в нижнее колено два новых клапана. Диапазон инструмента стал богаче на два «базовых» звука – «фа-диез» и «соль-диез» малой октавы. При передувании, эти «базовые» звуки превращались в «до-диез» и «ре-диез» второй октавы. К концу XVIII века у кларнета появляется ещё один, уже шестой, клапан. Так, у кларнета появился ещё один звук: до-диез. Случилось это благодаря разработке Ксаверия Лефера, французского кларнетиста и профессора Парижской консерватории. Вот таким и вошёл в новый век этот деревянный духовой инструмент. Динамика звучания вполне подавалась исполнительской регулировке. Также музыканту были под силу как легатные так и стаккатные мелодии. Но оставалось ещё преодолеть сохранившуюся «неровность» и контрастность между регистрами. Слушая исполнение на кларнете с закрытыми глазами, вполне можно было сказать, что перед слушателем – два разных музыкальных инструмента. Нижний регистр отличался густыми мрачными красками, верхний же поражал своей яркостью и силой. Внизу слышались ноты шалюмо, а вверху – мотивы кларино. Слишком большого мастерства от исполнителя требовали связующие звуки между регистрами, а именно: «соль-диез», «ля», «си-бемоль» первой октавы. Кларнет с трудом «поддавался» даже виртуозам. Необходимость передувания на дуодецимный интервал также прибавляло сложностей исполнителю. Когда тональность исполняемого произведения была неудобной для кларнетового строя, и появлялось много встречных ключевых знаков, то перед исполнителем возникали определённые аппликатурные трудности. Нужно было их преодолевать. Решение пришло в виде предложения создать «семью» кларнетов. Другими словами, возникла необходимость изготовить инструменты разных размеров. В итоге появились кларнеты с разным музыкальным строем. Изначально кларнетовая «семья» состояла из таких строёв: до, ре, фа, ля, си-бемоль, си. «Ре» - кларнет ещё назывался «малым», а «фа» - кларнет – «бассетгорном». Существенное развитие и усовершенствование большой семьи европейских духовых инструментов произошло в XIX веке.
 
БёмЗначительной фигурой, внёсшей огромный вклад в улучшение деревянных духовых музыкальных инструментов, был знаменитый музыкальный мастер Теобальд Бём. Одной из главнейших заслуг мастера стала разработанная им новая аппликатурная система. Ставилось за цель поднять на несколько ступеней уровень виртуозности исполнителя, а, следовательно, улучшить технические данные инструмента. Также Бём приложил усилия к тому, чтобы кларнет звучал достаточно выверено и насыщенно во всём своем диапазоне. Так что кларнету было «предрешено» продолжить путь усовершенствования. Немецкий кларнетист-виртуоз Иван Мюллер помимо своих исполнительских талантов запомнился музыкальной истории еще и тем, что он значительно модернизировал «си-бемольный» кларнет. Им была проделана серьёзная работа в области переделки игровых отверстий. Важный момент состоял в том, чтобы соблюсти акустические законы выстраивания звукоряда. Сначала мастера изготавливали практически все отверстия на кларнете таким образом, чтоб исполнитель мог полностью закрыть каждую дырочку пальцем руки. Качество интонации страдало от несоблюдения акустических законов. Для достижения чистой интонации, Мюллер установил дополнительный клапан над «фа» - отверстием, и ещё несколько таких же клапанов над другими отверстиями. Теперь их стало 13. Конечно же, мюллеровская аппликатурная система также усовершенствовалась со временем. Механика кларнета весьма разнообразилась: отверстия, клапаны, рычажки – всего этого стало значительно больше. Потрясающее изменение в истории инструмента случилось в начале 40х годов. Гиацинт Клозе и фирма «Буффе Крампон» объединили совместно свои силы, и создали кларнет с выровненными по звучанию регистрами, хорошим легато и яркими трелями. Однако мастера весьма усложнили аппликатуру из-за того, что им пришлось вносить много дополнений в механику инструмента. В наши дни существуют кларнеты двух систем: бёмовская и мюллеровская.  
Copyright © 2016 Республика Кларнетов. uCoz